Geodan

телефон
Наш адрес: 109428, Москва, 2-я Институтская ул., д. 6 корп. 51,
тел./факс. (495)580-50-82,


e-mail: geodan@geodan.ru,


e-mail: info@geodan.ru,


e-mail: geodan@mail.ru,


https://geodan.ru



Лаборатоия геотехнологий.

Шесть небольших расчётных ошибок, повлекших за собой грандиозные трагические события. Часть 2.


Читать часть 1.

прыгающий мост

№ 3. Сотни смертей из-за дверной петли ночного клуба.

дверные ручки

Если Вы бывали в Бостоне в 30-х и 40-х, и не являлись законченным ботаником, Вы определённо должны были хаживать в ночной клуб Coconut Grove. В известном смысле, это было самое злачное место в городе, и не было таких, кто там ни разу не был. Так вот, иногда было немного тесно, народу набивалось туда как сельди в бочку, а заведение им в этом всемерно потакало. Бывало, людей там находилось в два раза больше, чем позволяла вместимость помещения (а это 460 человек), такое было в День рождения нашего дедушки.

Люди были более жесткими и самостоятельными тогда! Там не было предупреждающих надписей и повсюду наклеенных плакатов по соблюдению безопасности, и все прекрасно без них обходились.


предупреждение

До 1942 года, когда в пожаре погибло 492 человека.

Но дело в том, что большинство из этих людей погибли не в результате пожара, а если быть точнее, из-за дверных петель.

Просто смешной промах:

Помощник официанта пытался наощупь отыскать розетку, в результате долгих, бесплодных попыток, желая, наконец, добраться до неё, он зажег спичку. И, по случайной неосторожности поджог причудливые древесные декорации, до смешного легко воспламеняющиеся. Клуб моментально был охвачен дымом и пламенем.

Пожар распространился настолько быстро, что потом, некоторые жертвы были обнаружены по-прежнему сидящими, и всё ещё сжимающими свои напитки в руке.


танцы

Из многочисленных нарушений безопасности, в том числе переполненности и декораций в ночном клубе из сухой хвои, был один фатальный недостаток, на который вы бы даже не обратили внимание: а именно, все двери открывались внутрь здания.

На главном входе была вращающаяся дверь, которая сразу же застопорилась людьми, которые пытались выбраться наружу, поэтому остальные устремились в другие выходы.

Но, напирающей сзади толпой были прижаты к дверям так сильно, что не могли их открыть. Пожарные и судмедэксперты подсчитали, что если бы те двери открылись, более 300 человек могли бы выжить.


пожар

К сожалению, это не в первый раз (и видимо не в последний), когда причиной гибели людей в пожарах, становятся открывающиеся внутрь двери.

Театр Ирокез (Iroquois Theater, 1903), Лэйквью гимназия (Collinwood school fire, 1908), Швейная фабрика "Трайангл" (Triangle Shirt Waist Factory, 1911), Беверли Хиллз Супер Клуб (Beverly Hills Supper Club, 1977) и Дюпон Плаза Отель (Dupont Plaza Hotel, 1986) всё это примеры пожаров повлекших массовые смерти, связанных с проклятыми, открывающимися в неверную сторону дверями.

Если вы считаете, что у вас появилась параноидальная склонность проверять в какую сторону открывается ближайшая дверь, не волнуйтесь зря - мы тоже проверяем.

# 2. Разрушение Моста через пролив Такома, вследствие избыточной парусности.


мост

Мост через пролив Такома считался блистательным образцом инженерной мысли, пока он не рухнул в пролив, убив собаку, оставленную своим паникующим владельцем в машине (который, видимо, не слишком то и запаниковал, потому, как всё же прихватил из машины свой фотоаппарат и снимал всю эту чертовщину).


танцующий мост

"Не бойся, Snoopy! Это будет похоже на поездку на ярмарку!"

Среди студентов инженерных и физических факультетов, этот случай является буквально хрестоматийным примером того, чего не следует делать. А также примером того, что если вам удастся испортить что-то и взаправду большое, никто и никогда этого не забудет. Так что же случилось с этим мостом?

Малюсенький недостаток:

Мост не имел отверстий.

Вы же замечали, какими хлипкими иногда выглядят большие мосты? Вы можете буквально видеть сквозь них:


мосты

Вы, наверное, думаете, что так поступают потому, что подрядчики нанимают очень дешевых строителей, а также хотят сэкономить сталь. Но на самом деле причина в другом: чтобы ветер проходил в эти отверстия и таким образом уменьшалась ветровая нагрузка на всю конструкцию.

Независимо от того, как крепко соединены элементы структуры, мост всё равно будет двигаться под давлением ветра. Бурдж-Халифа (это то самое здание, на котором болтается Том Круз в новом фильме Миссия невыполнима) может колебаться почти до двух метров в ветреные дни. Вы должны учитывать это при проектировании.

Мост через пролив Такома не связывался с этим дерьмом. Не было у него никаких отверстий для ветра:


Скачущий мост

Ну, за исключением вот этого маленького, больше ни одного.

С самого начала, люди знали, что кое-что было. Всякий раз, когда поднимался сильный ветер, налетающий воздух улавливался двутавровыми балками и мост трясло, как пустую жестянку. Настил моста при этом поднимался и опускался на десятки сантиметров, и пересечение моста больше смахивало на катание на водяном матрасе.

Его крутило и дергало так сильно и часто, что от местных жителей он получил прозвище "Скачущий Герти".

Что было еще хуже, нередко случалось, что ветер дует с силой необходимой, чтобы мост начал вибрировать на своей собственной частоте: особо опасная ситуация.

Догадываясь, что у мостов не должно быть приступов эпилепсии, и пытаясь исправить ошибки проектирования, штат нанял инженера с профессорской степенью.

Среди предложенных им решений, была и идея сверления отверстий в некоторых двутавровых балках, чтобы ветер мог пройти через них не возбуждая мост.

Легко исправимо, можно делать ставки, как-то даже глупо не додуматься об этом раньше.

Но до того, как эта или даже другая идея была принята, мост рухнул.


Обрушение моста

"Вы знаете, что действительно безопасно? Не строить мосты вовсе!"

Через десять лет мост восстановили. И взгляните ка, видите ли вы небольшие различия в конструкции:


Современный мост

# 1. "Титаник" пошёл ко дну, поскольку центральный винт не имел обратного хода.

Титаник

Существует масса теорий о том, что гибель "Титаника" можно было бы предотвратить.

От тех, кто говорит, что капитан должен был просто протаранить айсберг в лоб вместо того, чтобы пытаться обойти его, до твердящих о том, что не следовало дразнить Бога до своего первого рейса, потому что фальшивая четвёртая труба на самом деле представляла из себя сатанинский рог.


Титаник

Но в силу человеческой глупости, большая часть критики фокусируется на ужасающей нехватке средств обеспечения безопасности, но есть один невразумительный недостаток, который был специально разработан.

Невзрачный изъян:

Центральный винт не работал в реверсивном режиме.

У "Титаника" было три паропроводных винта. Внешние два управляемые поршневыми двигателями и центральный винт приводимый в движение паровой турбиной. Паровые турбины имеют преимущество в сравнении со своими поршневыми коллегами.

Они меньше в размерах и более эффективны, но есть и недостаток, паровые турбины - односторонние, то есть пар течет в них только вперёд, и вал может вращаться в одну сторону.


Огромный винт

Выглядит это, как будто вы пытаетесь заставить винт идти против часовой стрелки. Естественно, этого не случится при всём желании. Поэтому, когда первый помощник Мэрдок, чтобы избежать столкновения с айсбергом переключил силовую установку на полный обратный ход, внешние винты завертелись в другую сторону, в то время как центральный просто остановился (достоверно отображено в фильме).

Вобщем-то такой режим имеет смысл, ведь когда вы даёте задний ход, вы не хотите, чтобы один из ваших винтов по-прежнему толкал вас вперёд. Тем не менее, центральный винт "Титаника" находился непосредственно перед рулем, частично его закрывая, что означает уменьшенную подачу воды, на руль, и понятно затрудняло управление судном.


Манёвры судов

То, что действительно требовалось.

Если бы центральный гребной винт был спроектирован таким образом, чтобы он работал в реверсивном режиме (или, если бы у всех винтов не было обратного хода вообще), то нужно признать весьма вероятным, что корабль мог бы полностью избежать столкновения с айсбергом, спасти жизни 1514 людей и восьми собак.

Перевод с английского. Оригинальный текст.



Читать часть 1.

2004 Лаборатория ГЕОДАН

Rambler's Top100 Каталог GeoTop
Полезные документы
Вход в архив
Наш информационный партнер - Строительный портал www.stroyka.ru